?
по сайту по документам

Промышленная и экологическая безопасность (экспертизы, разработка проектов, сертификация) в Ярославле и Ярославской области (Рыбинск)

07.10.2014 редакция от 18.05.2018

Рекомендуем к прочтению: Статья «КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ АЗОТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ТРУДНОСТИ И РЕШЕНИЯ»


Виктор Александрович КАЗАЧКОВ,

и.о. генерального директора, заместитель генерального директора — директор по операционной деятельности ЗАО Корпорация «Тольяттиазот». Имеет звание «Почётный химик» и «Почётный нефтехимик».

Виталий Иосифович ДМИТРУК,
заместитель директора по операционной деятельности, по вопросам промышленной и экологической безопасности и охраны труда ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», к.г.н., старший научный сотрудник.

КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ АЗОТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ТРУДНОСТИ И РЕШЕНИЯ

В ряду предприятий с опасными производственными объектами (ОПО) первого и второго класса опасности («особо опасные» и «чрезвычайно опасные») предприятия азотной промышленности — одни из наиболее сложных. В соответствии со спецификой процессов необходимо беспечивать их непрерывное функционирование и безопасность, не позволяя «высовываться из бутылки ни одному из трёх основных джиннов»: термическому, барическому и токсическому поражающим факторам.

Предупреждение рисков возникновения ЧС с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) – важнейшая задача управления рисками. В структуру предприятий азотной промышленности часто входят также железнодорожный и автотранспортный цеха с присущими им транспортными и другими рисками (как в случае ОАО «Тольяттиазот»). В нашем случае имеется также портовое хозяйство – цех, осуществляющий отгрузку продукции завода (карбамид) водным путём через Волгу. Наконец, специфика проведения энергонасыщенных ремонтов в короткий теплый период времени с привлечением многих специализированных подрядных организаций (уровень профилактической работы в сфере промышленной безопасности (ПБ) и охраны труда (ОТ) в них, как правило, оставляет желать лучшего) вынуждает менеджмент предприятий азотной промышленности применять современные инструменты управления комплексными рисками.


Для обеспечения эффективной и при этом безопасной работы мы движемся по пути создания интегрированной системы менеджмента (ИСМ), соответствующей требованиям трёх международных стандартов по основным системам менеджмента: качества, окружающей среды, производственной безопасности и охраны здоровья персонала – стандарты серий ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000. Все указанные системы требуют в обязательном порядке выполнения национальных законодательных требований (в том числе и Ростехнадзора), и в добровольном порядке – повышенных требований, следующих из этих стандартов и лучшего мирового опыта с учетом принципа постоянного совершенствования. Заметим, что требования Постановления Правительства РФ от 26 июня 2013 года N 536 о разработке и внедрении Системы управления промышленной безопасностью – СУПБ – нами также выполнено, данные требования являются подсистемой вышеуказанной интегрированной системы.

Составляющие обеспечения безопасной и эффективной работы одни и те же: персонал, производственные процессы, их производная – культура безопасности и культура производства, а также принцип постоянного совершенствования или устойчивого развития, что заложено в самих системах менеджмента, основанных на «цикле Деминга». Мы постоянно работаем над составляющей системы «производственные процессы». Обеспечиваем безопасный подход к работе для достижения производственных результатов. Как результат – все семь агрегатов аммиака работают на проектных мощностях на уровне лучших российских практик. Более 1,5 млн тонн аммиака выработано с начала 2014 года. В этой же составляющей – подсистема «Техническое обслуживание и ремонт», разрабатываемая также с учетом лучших мировых практик. Есть долгосрочная стратегия в предпринимаемых действиях: проводим работы в соответствии с «Планом инвестиций и модернизации до 2022 года». А программа инновационного развития наряду с модернизацией производства направлена на минимизацию воздействия на окружающую среду. Устанавливаем на агрегатах аммиака современные системы управления, разработанные компанией «Хонейвел», планируем использовать положительный опыт и других фирм.

Всё вышеуказанное и многое другое направлено на увеличение надёжности и безопасности производства, а тем самым – на минимизацию техногенных рисков неплановых потерь. Но известно, что причиной более 80-90% происшествий (в химической отрасли – 95%) является так называемый «человеческий фактор». Поэтому для отрасли в первую очередь актуальна нижеуказанная составляющая повышения комплексной безопасности, а именно пути повышения эффективности контроля «человеческого фактора» в предупреждении происшествий (инцидентов с оборудованием и несчастных случаев).

Здесь основной упор делаем на внедрение эффективных методов безопасности с учетом лучших мировых практик, в том числе опыта компаний Du Pont, Exxon, DNV и других. Это тотальное осознание ответственности за производственную и экологическую безопасность всеми работниками, и в первую очередь – линейными руководителями, внедрение эффективных практик поведенческих аудитов безопасности, расследование всех происшествий (вплоть до микротравм и потенциально опасных), внедрение методов положительной мотивации персонала, повсеместное внедрение методологии оценки и управления риском (оценка риска производства работ на рабочих местах и достижения приемлемого риска) и многое другое.

Кроме того, мы используем ещё один важный путь минимизации «человеческих» рисков, реализуя разрабатываемую нами концепцию минимизации «ошибки оператора» для персонала, работающего в условиях повышенной ситуационной напряженности. Мы продолжаем развивать наработанный нами ранее опыт на Кемеровском ОАО «АЗОТ», а именно – практическое использование экспресс-оценок психоэмоционального состояния выбранного контингента работников с помощью медицинских диагностических комплексов/устройств психофизиологического тестирования («фильтр 1» – обследование при приёме на работу; «фильтр 2» – текущее предсменное обследование). В настоящее время находим пути преодоления трудностей предсменной оценки текущего психофизиологического состояния критически важного персонала с необходимой «экспрессностью».

Цель экспресс-оценки психо-эмоционального состояния:

• информирование в начале смены мастера смены о наличии отклонения психоэмоционального состояния аппаратчиков и операторов (старших операторов) с целью предотвращения возможной так называемой «ошибки оператора»;
• внесение возможных коррекций аппаратчикам и операторам с отклонением от нормы психоэмоционального состояния и оперативная профилактика этих отклонений (в первую очередь – утомляемости);
• проведение ретроспективного анализа с целью определения степени усталости аппаратчиков до и после смены, а также разработки профилактических мероприятий по предотвращению утомляемости. Ранее на Кемеровском ОАО «АЗОТ» нами был получен опыт разработки мероприятий по улучшению условий труда, позволяющих аппаратчику отвлечься от бытовых или семейных проблем и нацелиться на выполнение своих трудовых обязанностей с минимальными нарушениями психоэмоционального состояния. Вовлекаем психолога и нарколога в процесс оценок состояния персонала. Очень ценным оказывается опыт проведения экспресс-оценки функционального состояния организма работников («фильтр 1») для:

• • вновь принимаемых на работу;
• не прикрепленных к поликлинике, длительно и часто болеющих работников.

Экспресс-оценка психофизиологического состояния – важный путь значительного снижения риска прекращения работы из-за обострения заболеваемости сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на рабочем месте, снижения уровня временной нетрудоспособности и исключения приема на работу с имеющимися изначально противопоказаниями. Чрезвычайно полезной оказывается работа профессионального психолога даже при вербальном тестировании контингента лиц, работающих в условиях повышенной ситуационной напряженности. Ведь можно говорить, например, что ночью или в выходные дни безопасность как предприятия, так и смежных территорий зависит от профессиональных и психоэмоциональных качеств мастера или руководителя смены. При этом в составе смены желательно иметь операторов с устойчивым типом нервной системы – сангвиников или флегматиков (они и более успешно взаимодействуют между собой), а холерики и меланхолики – изначально более уязвимые. Последние часто могут быть ещё и пессимистами и расхолаживать коллектив. Все вышеуказанные подходы важны и входят в арсенал ИСМ, которая нам представляется как действенный инструмент минимизации техногенных и «человеческих» рисков.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Прочее"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий