редакция от 25.03.2024
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений
Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Вопрос от 12.03.2024:
Через какой период времени проводится считка информации с регистратора параметров ПС?
Ответ: Не реже сроков, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора. При отсутствии в эксплуатационных документах регистраторов указаний о сроках считывания данных, выполнять такие операции необходимо не реже одного раза в шесть месяцев (п. 24(б) ФНП по ПС).
Вопрос от 11.12.2023:
Прошу разъяснить требования пунктов 105 и 109 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС) в части определения расстояний по горизонтали между выступающими частями башенного крана (передвигающегося по наземному крановому пути) и строениями, штабелями грузов и другими предметами.
Пунктом 105 ФНП по ПС устанавливается требование, что «Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.».
Пунктом 109 ФНП по ПС – «Установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.».
Башенный кран конструктивно также относится к кранам стрелового типа и в этой связи требуются разъяснения какой из пунктов ФНП по ПС (105 и/или 109) применим к установке именно башенного крана.
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
Согласно пункту 105 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС), расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.
Пунктом 109 ФНП по ПС определено, что установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.
Как справедливо отмечено в обращении башенный кран частично относится к стреловому типу, так как грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле, но у данного ПС стрела закреплена в верхней части вертикально расположенной башни, что является его конструктивной особенностью, а под стреловыми кранами, на которые распространяются требования пункта 109 ФНП по ПС, следует понимать поворотные краны, у которых стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильные, пневмоколесные, на специальном шасси, гусеничные, тракторные, отбор мощности у которых для собственного передвижения и работы механизмов осуществляется от собственного источника энергии).
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что требования пункта 105 ФНП по ПС применимы к установке башенных кранов.
Вопрос от 26.09.2023:
Башенный кран в 99 % случаев устанавливается на объектах строительства дома, производственных корпусов, организацию и производство работ по строительству которых осуществляют строительные организации.
Подготовкой площадки под кран, размещением складирования грузов, определением типов грузов, разработкой ППР (краном), определением количества стропальщиков при работе с краном, ИТР, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, занимается строительная организация, которая организует и производит работы по строительству объекта.
Почему в ФНиП нельзя указать, что эксплуатирующей организацией при капитальном строительстве с применением башенных кранов должна являться строительная организация (ген. подрядчик), которая обязана в таком случае зарегистрировать опасный производственный объект, застраховать, вести производственный контроль за эксплуатацией башенного крана?
Наша организация предоставляет в аренду башенные краны, ведет их монтаж (демонтаж), техническое обслуживание и ремонт. И все обязанности по осуществлению производственного контроля при эксплуатации башенного крана, в т.ч. контроль за обучением, допуском стропальщиков возлагаются только на нас, хотя каждый раз при производстве работ закрепляются в качестве стропальщиков и ИТР работники сторонних организаций, индивидуальные предприниматели, которые не несут никакой ответственности, как юридическое лицо в области промышленной безопасности при эксплуатации башенного крана.
В ФНиП нет никакого разграничения ответственности при эксплуатации крана между заказчиком крана и владельцем крана.
Ответ: Согласно пункту 122 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461, эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности:
- определить порядок выделения и направления подъемных сооружений (ПС) на объекты согласно заявкам структурных подразделений и сторонних организаций.
При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ.
Согласно статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Таким образом нормами действующего законодательства не предусмотрено разделение ответственности между организацией владельцем крана и заказчиком (строительной организацией), эксплуатирующая организация может быть только одна.
Вопрос от 22.09.2023:
Интересует вопрос транспортировки металлопроката длиной 5м за проволочные хомуты, связанные в трех местах пакета. Пакет предварительно сформирован упаковочной лентой. Можно ли это делать?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
При эксплуатации подъемных сооружений на объектах металлургической промышленности требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. № 512, применяются совместно с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП № 461), требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 126 ФНП № 461 погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.
Строповка пакетов труб или металлопроката за элементы упаковки (скрутки, стяжки, не предназначенные для строповки) запрещается.
Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 217 ФНП № 461 для ветвей специальных стропов (транспортирующих, пакетирующих), используемых не более чем для 5 перегрузок пакетов длинномерных грузов (металлопроката, труб, пиломатериалов) в одном рабочем цикле от изготовителя до конечного потребителя, после чего утилизируемых, назначаются коэффициенты запаса не менее 5.
Вопрос 11 мая 2023:
В паспорте крана автомобильного в разделе «свидетельство о приемке (сертификат)» указано: ресурс до первого капитального ремонта 7000 моточасов. При этом регулярно проводятся техническое обслуживание и текущие ремонты крана, а кран находится в работоспособном состоянии. Прошу разъяснить – является ли в данной ситуации проведение капитального ремонта автокрана после наработки 7000 моточасов обязательным условием? Возможна ли в данной ситуации эксплуатация крана без проведения капитального ремонта в соответствии с п. 82-83 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2020 г. № 461, и на каких условиях?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 22 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты с подъемными сооружениями (ПС), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС, в том числе требований по проведению планово-предупредительных и капитальных ремонтов.
Письмо Ростехнадзора от 10.03.2021 N 09-00-06/1538 "О предоставлении информации"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 10 марта 2021 г. N 09-00-06/1538 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В связи с обращением, поступившим по информационным системам общего пользования, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 4 и пунктом 6 статьи 5 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (далее - технический регламент ТР ТС 010/2011) разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью разработки (проектирования) машины и (или) оборудования, изготовитель машины и (или) оборудования должен обеспечивать машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461, не содержат требования к изготовителю дубликата руководства (инструкции) по эксплуатации подъемного сооружения (ПС).
На основании вышеизложенного, для изготовления дубликата руководства (инструкции) по эксплуатации ПС необходимо обратиться на завод-изготовитель технического устройства.
Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н.ГОРЛОВ
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов
- Ростехнадзор разъясняет: Контрольные груза для проведения испытаний ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемников
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации погрузчиков
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации фасадных подъемников
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений на металлургических объектах
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации мостовых кранов
- Ростехнадзор разъясняет: Формы документов из старых правил по подъемным сооружениям
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации неподнадзорных кранов (не подлежащих учету в Ростехнадзоре, нерегистрируемых ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов, автоэвакуаторов (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Установка регистратора параметров на краны
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)